/Воспитатель родителям/
Маленькие манипуляторы
Детские манипуляции - воздействия детей на родителей с использованием манипуляций - целенаправленных психологических воздействий, вызывающих у родителей нужные ребенку реакции в обход и против их сознательного контроля.
Не смотря на частоту использования в научной литературе термина «детская манипуляция» или «психологическая манипуляция», понимание ее содержания остается неоднозначным, но основными признаками рассматриваемого понятия, выделенными Е.Л. Доценко, являются:
- наличие психологического воздействия;
- отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственной цели;
- стремление получить односторонний выигрыш;
- скрытый характер воздействия;
- использование психологической уязвимости человека (родителя, воспитателя и пр.), «игры на слабостях».
Наиболее часты формы детской манипуляции:
- истерики, капризы;
- слабость, мнимая болезнь;
- прием «если…, то…»;
- ложь, вымышленные рассказы, доносы;
- лесть;
- использование внутрисемейных разногласий.
Рекомендации
Задачей взрослых в конкретной ситуации психологической манипуляции является:
1. Оценка ситуации. Необходимо разобраться в ситуации: следует понять, какие цели преследует ребенок: серьезные или это просто каприз; определить насколько важно поступить так или иначе в данной ситуации, можно ли уступить или нельзя, «поставить себя на место ребенка».
2. Занимать уверенную позицию, сохранять спокойствие. Четко придерживаться принятой позиции, спокойно объяснить и аргументировать ребенку свой ответ.
3. Искать конструктивное решение в данной ситуации, компромисс.
4. Игнорировать. Но не просто не обращать внимания, а в последующем объяснить, почему так делать нельзя.
5. Отвлечь ребенка, не акцентировать внимание на манипуляции ребенка. Переключить внимание ребенка на что-то интересное ему, сменить тему.
6. Помочь ребенку успокоится, а потом расспросить.
7. Обсуждать с ребенком ситуацию. Предложить вместе решить этот вопрос, попробовать решить проблему путем переговоров.
8. Выслушать и понять ребенка.
9. Говорить ребенку о собственных чувствах: что такое поведение вам не нравится, оно вас тревожит, расстраивает и пр.
10. Раскрыть манипуляцию. Давать понять, что вы догадываетесь о том, что он хитрит.
Профилактика манипулятивных проявлений:
1) Поиск причин манипуляции
2) Изменение родителями собственных воспитательских установок и действий
3) Самообразование
4) Обращение к помощи специалистов
Недопустимые действия родителей в отношении ребенка:
Нельзя постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для родителей проявления его самостоятельности.
Не следует говорить «да», когда необходимо твердое «нет». Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.
Не следует приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него может стать трагедией. И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем – это может привести к безразличию или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.
Воспитатель: Шестовская М.Г.